В рамках деловой программы выставки TEXTILE&HOME Ирина Маслова, руководитель и технолог собственной студии-ателье «Эталон Штор», провела лекцию «Новые технологии пошива штор: работа со сложными и натуральными тканями», посвященную следующим темам: натуральные ткани и их составы; какие «подводные камни» ожидают при проектировании изделий из сложных и натуральных тканей; какие технологии наиболее применимы для сложных и натуральных тканей; практические производственные кейсы студии-ателье «Эталон Штор».
Член Союза текстильных дизайнеров и декораторов, преподаватель в школе Williz, автор курсов «Пошив штор в деталях. Технолог о технологии пошива штор», «Покрывала. От простого к сложному», Ирина Александровна, опыт работы которой в сфере интерьерного текстиля составляет 19 лет, поделилась своим мнением о современном состоянии промышленности в России:
– Основных проблем в индустрии, по-моему мнению, две. Первая, самая глобальная, – это отсутствие кадров на рынке труда. Сейчас производства выживают только за счет переученных кадров, получивших образование с конца 70-х и до 90-х годов. Средний возраст мастера-портного – 45–50+ лет.
Для производства индивидуального пошива не хватает именно портных в первую очередь и ручниц во вторую очередь. Работая с индивидуальными дизайнерскими проектами, мастера-портные способны воплотить в жизнь практически любую идею, чтобы ожидания клиента были оправданы на все 100%, так как у них есть база знаний всего цикла, всего процесса изготовления изделия. Если говорить о профессии технолога производства, то именно из портного возможно переквалифицировать его – благодаря накопленному опыту работы на производстве, тем самым давая рост по карьерной лестнице. Соответственно, происходит повышение заработной платы.
За многие годы в обществе сложилось мнение, что профессия портного непрестижна, трудозатратна и низкооплачиваема. Долгие годы профессия портного действительно была недооценена. Огромное количество профессионалов или переквалифицировались на смежные более востребованные профессии, или совсем ушли из отрасли, кардинально изменив сферу деятельности. Вследствие этого была утеряна огромнейшая база специалистов от низкого и до высокого звена.
Ввиду глобального насаждения современному поколению системы быстрого доступного потребления утратилась система ценности образования. Говоря иными словами, общество поколения «Z» больше отдает предпочтение работе в информационно-цифровом поле с наименьшей затратой временного и физического ресурса, получая при этом «быстрые деньги» (например: блогеры распаковки товаров, развлекательного контента и т. д.); отсутствуют видение и понимание дальнейшего развития и перспективы. Тем самым провоцируется «сразу, здесь и сейчас», не задумываясь о перспективах на будущее.
На ситуацию в целом швейная промышленность сама, как отрасль, не может повлиять. На решение данной проблемы, по моему мнению, повлиять можно только на уровне государства, проводя работу анализа и общения с руководителями отрасли не только крупных гигантов – производств массового пошива, но и среднего и малого бизнеса, работающих в индивидуальном пошиве, оказывающих услуги населению, т. е. конечному потребителю.
– Основных проблем в индустрии, по-моему мнению, две. Первая, самая глобальная, – это отсутствие кадров на рынке труда. Сейчас производства выживают только за счет переученных кадров, получивших образование с конца 70-х и до 90-х годов. Средний возраст мастера-портного – 45–50+ лет.
Для производства индивидуального пошива не хватает именно портных в первую очередь и ручниц во вторую очередь. Работая с индивидуальными дизайнерскими проектами, мастера-портные способны воплотить в жизнь практически любую идею, чтобы ожидания клиента были оправданы на все 100%, так как у них есть база знаний всего цикла, всего процесса изготовления изделия. Если говорить о профессии технолога производства, то именно из портного возможно переквалифицировать его – благодаря накопленному опыту работы на производстве, тем самым давая рост по карьерной лестнице. Соответственно, происходит повышение заработной платы.
За многие годы в обществе сложилось мнение, что профессия портного непрестижна, трудозатратна и низкооплачиваема. Долгие годы профессия портного действительно была недооценена. Огромное количество профессионалов или переквалифицировались на смежные более востребованные профессии, или совсем ушли из отрасли, кардинально изменив сферу деятельности. Вследствие этого была утеряна огромнейшая база специалистов от низкого и до высокого звена.
Ввиду глобального насаждения современному поколению системы быстрого доступного потребления утратилась система ценности образования. Говоря иными словами, общество поколения «Z» больше отдает предпочтение работе в информационно-цифровом поле с наименьшей затратой временного и физического ресурса, получая при этом «быстрые деньги» (например: блогеры распаковки товаров, развлекательного контента и т. д.); отсутствуют видение и понимание дальнейшего развития и перспективы. Тем самым провоцируется «сразу, здесь и сейчас», не задумываясь о перспективах на будущее.
На ситуацию в целом швейная промышленность сама, как отрасль, не может повлиять. На решение данной проблемы, по моему мнению, повлиять можно только на уровне государства, проводя работу анализа и общения с руководителями отрасли не только крупных гигантов – производств массового пошива, но и среднего и малого бизнеса, работающих в индивидуальном пошиве, оказывающих услуги населению, т. е. конечному потребителю.

Необходимо проводить большую работу, начиная с возврата в список профессий, открытия заново образовательных профильных учреждений, которые были закрыты. Проводить в школах среди старшеклассников профориентации, популяризовать рабочие профессии и дальнейшее перспективное развитие, а не ставить их альтернативой, если абитуриент не поступил в вуз. Проводить различные мастер-классы, приглашая профессионалов отрасли, в зависимости от специфики и направления. Организовывать мини-выставки в учебных заведениях. Выявлять способных и заинтересованных учеников, организовывая и приглашая их на экскурсии, на производства малого или среднего бизнеса индивидуального пошива (например, в ателье, мастерские и т. д.).
Также решению проблемы будут способствовать демонстрация реализованных проектов с учетом направления отраслей, социальная реклама на ТВ.
В то же время развитие в швейной промышленности, с точки зрения технологий, идет «семимильными шагами». На основе накопленного опыта за годы работы производств идет постоянный и непрерывный процесс совершенствования технологий, т. к. производства тканей развиваются, шагают в ногу со временем и отвечают запросам конечного потребителя. Разработки новых технологий также не стоят на месте – я бы сказала, что даже опережают их.
Современные производства по пошиву интерьерного текстиля регулярно участвуют в профильных мероприятиях на уровне города, региональных или международных выставках, посещают или выступают как приглашенные спикеры на конференциях, создают сообщества профессионалов своего дела в соцсетях. Происходит регулярный обмен опытом среди коллег, взаимодействие с поставщиками и производителями различных видов тканей, прикладных материалов и декоративной фурнитуры.
Если говорить о доступности высокотехнологического оборудования, то можно отметить, что ситуация критически не изменилась, несмотря на санкции и уход некоторых брендов с российского рынка. Поставщики оборудования довольно быстро смогли предложить аналоги ушедшим брендам, которые по качеству ничуть не хуже, а в некоторых видах даже превосходят их.
Высокотехнологическое оборудование чаще всего применяется при изготовлении изделий либо узкой специализации в индивидуальном пошиве (например, вышивка, мережки и т. д.), либо при производстве товаров массового потребления, имея при этом определенный набор ограничений (например, ограничение ширины, ограничение высоты изделия и т. д.).
На данный момент рынок оборудования может закрыть любую проблему или запрос со стороны организации швейного производства, независимо от его масштаба, будь то ателье, цех или фабрика, но все эти возможности теряют свой смысл в его полном понимании при отсутствии профессионально подготовленных кадров.
Вторая глобальная проблема – это браки тканей и полотен, предназначенных для изготовления текстиля для интерьера. Многие ГОСТы на сегодняшний день морально устарели.
Первая причина – это изменение высоты среднестатистического жилого помещения. Например, по ГОСТу высота изделия была раньше 240 см, сейчас в среднем высота изделия идет от 280 до 300 см. Опираясь на личный опыт и ведение статистики проектов, могу сказать, что, соответственно, должна быть корректировка по количеству пороков, отталкиваясь от высоты кроя не 250 см по ГОСТу, а от 320 см – с учетом припусков на обработки – в соответствии с реалиями нынешнего времени.
Вторая причина – большинство поставщиков тканей и полотен не проводят тестирование на производстве, соответственно, нет технической базы по рекомендации пошива или соблюдения каких-либо особенностей материалов (например, запрещено ВТО, ВТО проводить только на весу, драпируемость, прорубаемость и т. д.).
Третья причина – огромное количество скрытого брака, который виден только на просвет, как в плотных тканях для штор, так и в тюле.
Четвертая причина – неравномерный или нестабильный прокрас полотен или ткани.
Пятая причина – перекос полотен или тканей, которые допускаются в производстве при ткачестве, стабилизации и в других технологических процессах.
По моему мнению, на ситуацию можно повлиять приведением ГОСТов к современным реалиям, рекомендовать поставщикам тканей и полотен сотрудничать со швейными производствами и проводить с ними тестирование, составлять техническую документацию с подробным описанием свойств тканей и полотен: осыпаемость, сминаемость, драпируемость, ВТО, строчки (уток/долевая), рекомендации по направлению кроя и обработки.
Также решению проблемы будут способствовать демонстрация реализованных проектов с учетом направления отраслей, социальная реклама на ТВ.
В то же время развитие в швейной промышленности, с точки зрения технологий, идет «семимильными шагами». На основе накопленного опыта за годы работы производств идет постоянный и непрерывный процесс совершенствования технологий, т. к. производства тканей развиваются, шагают в ногу со временем и отвечают запросам конечного потребителя. Разработки новых технологий также не стоят на месте – я бы сказала, что даже опережают их.
Современные производства по пошиву интерьерного текстиля регулярно участвуют в профильных мероприятиях на уровне города, региональных или международных выставках, посещают или выступают как приглашенные спикеры на конференциях, создают сообщества профессионалов своего дела в соцсетях. Происходит регулярный обмен опытом среди коллег, взаимодействие с поставщиками и производителями различных видов тканей, прикладных материалов и декоративной фурнитуры.
Если говорить о доступности высокотехнологического оборудования, то можно отметить, что ситуация критически не изменилась, несмотря на санкции и уход некоторых брендов с российского рынка. Поставщики оборудования довольно быстро смогли предложить аналоги ушедшим брендам, которые по качеству ничуть не хуже, а в некоторых видах даже превосходят их.
Высокотехнологическое оборудование чаще всего применяется при изготовлении изделий либо узкой специализации в индивидуальном пошиве (например, вышивка, мережки и т. д.), либо при производстве товаров массового потребления, имея при этом определенный набор ограничений (например, ограничение ширины, ограничение высоты изделия и т. д.).
На данный момент рынок оборудования может закрыть любую проблему или запрос со стороны организации швейного производства, независимо от его масштаба, будь то ателье, цех или фабрика, но все эти возможности теряют свой смысл в его полном понимании при отсутствии профессионально подготовленных кадров.
Вторая глобальная проблема – это браки тканей и полотен, предназначенных для изготовления текстиля для интерьера. Многие ГОСТы на сегодняшний день морально устарели.
Первая причина – это изменение высоты среднестатистического жилого помещения. Например, по ГОСТу высота изделия была раньше 240 см, сейчас в среднем высота изделия идет от 280 до 300 см. Опираясь на личный опыт и ведение статистики проектов, могу сказать, что, соответственно, должна быть корректировка по количеству пороков, отталкиваясь от высоты кроя не 250 см по ГОСТу, а от 320 см – с учетом припусков на обработки – в соответствии с реалиями нынешнего времени.
Вторая причина – большинство поставщиков тканей и полотен не проводят тестирование на производстве, соответственно, нет технической базы по рекомендации пошива или соблюдения каких-либо особенностей материалов (например, запрещено ВТО, ВТО проводить только на весу, драпируемость, прорубаемость и т. д.).
Третья причина – огромное количество скрытого брака, который виден только на просвет, как в плотных тканях для штор, так и в тюле.
Четвертая причина – неравномерный или нестабильный прокрас полотен или ткани.
Пятая причина – перекос полотен или тканей, которые допускаются в производстве при ткачестве, стабилизации и в других технологических процессах.
По моему мнению, на ситуацию можно повлиять приведением ГОСТов к современным реалиям, рекомендовать поставщикам тканей и полотен сотрудничать со швейными производствами и проводить с ними тестирование, составлять техническую документацию с подробным описанием свойств тканей и полотен: осыпаемость, сминаемость, драпируемость, ВТО, строчки (уток/долевая), рекомендации по направлению кроя и обработки.