Новости

Виктор Дембовский: люди начали понимать значимость интерьеров и их дизайна

Повлияла ли пандемия на дизайн интерьеров? Может показаться удивительным, но не просто повлияла, а сделала это в положительном ключе. Люди начали жить внутри пространств, стали проводить так много времени в своем жилье, что, наконец, задумались о его наполнении, качестве его обустройства, о личном комфорте пребывания в замкнутом помещении. И все это, по мнению историка Виктора Дембовского, – про дизайн.

Виктор Дембовский – дизайнер, историк архитектуры и дизайна, который в свое время окончил аспирантуру ТИИ МГХПА им. С.Г. Строганова и прошел стажировки в Королевском Колледже Искусств (Лондон) и ENSAD (Париж). В деловой программе салона TEXTILE&HOME он провел встречу «Тренды в дизайне. Суть, а не форма», на которой шел интересный разговор о том, что такое тренды, есть ли у них «жизненные циклы», какова их длительность и из чего складывается их актуальность.

На встрече Виктор провел любопытную параллель между тем, как складываются европейские и наши, внутрироссийские тренды в дизайне интерьеров. Различия в тенденциях очень велики, и пандемия стала своего рода лакмусовой бумажкой для того, чтобы понять, а в чем, собственно, суть зарождения того или иного тренда в обществе.

– Сейчас в мире неспокойная ситуация – пандемия, ежедневные кризисы… Мы так живем на протяжении десятилетий, поэтому нас не коснулась в какой-то кардинальной мере изменившаяся действительность, – считает Дембовский. – А в Европе люди всегда были очень спокойны, и сегодня, столкнувшись с пандемией, вызвавшей экономический кризис, они в панике. Поэтому в Европе сейчас популярны в интерьерах не припыленные, не пастельные, а плотные и достаточно темные цвета, где колер, пигмент разбавлен темно-серым – «заградительные», «защитные» цвета, создающие «стены», ощущение закрытости. И это тенденция общемировая.

А у нас в тренде натуральные приглушенные цвета, не очень насыщенные, которые мы видим в природе. Но бог – лучший художник – так собрал разные оттенки цвета, что они стали яркими. И мы видим полыхающую осень, хотя если взять отдельный лист, он окажется просто желтым, но в сочетании с зеленым, красным, синим он становится ярким. Так и сейчас в тренде правильно подобранное сочетание ненасыщенных цветов, которое дает общую яркую картину и усиливает значение каждого цвета. Можно сказать, что мы, в отличие от европейцев, поворачиваемся лицом к природе и словно открываемся миру.
По его наблюдениям, тренд «открытости» подтверждается тем, что многие даже перестали заказывать шторы на окна, перестали проектировать бойницы в загородных домах.


Одновременно с этим на первый план стала выходить наполненность жилья. Например, на обычные кухни пришли особенности, которые раньше были доступны лишь в ресторанах. И из малофункциональных помещений с зеркальными поверхностями и светлыми панелями они превратились в оборудованные помещения с широкими возможностями приготовления всевозможных блюд. Это про дизайн, уверен Виктор, потому что это – про создание интерьерного пространства, которое люди желают обустраивать с комфортом.

– Пандемия действительно повлияла на интерьеры во многом позитивно, потому что люди начали понимать их значимость, – уверен Дембовский. – Они провели в этих интерьерах очень много времени во время изоляции и поняли, что дом должен быть комфортным. Одновременно люди начали понимать и значимость дизайнера, который может «нарисовать» позитивную историю. И дизайнеры удивительным образом из-за пандемии ничего не потеряли, а только выиграли. Они получили много работы: люди начали скупать недвижимость, приобретать квартиры побольше, но с желанием сделать их менее статусными с точки зрения «визитки» – посмотрите, какой я богатый и успешный, – но удобными с точки зрения личного комфорта.


Именно комфорт, по мнению Дембовского, ложится сегодня в основу всего, что касается дизайна интерьеров, начиная от выбора цветовых решений (а это, напомним, природные цвета – терракотовые, болотные оттенки, то есть цветовая палитра, в которой человеку комфортно) и заканчивая оборудованием интерьера: людей стало волновать его качество, идет ли речь о душевых кабинах, сложных бытовых приборах или приспособлениях для выращивания микрозелени. Все это тоже про дизайн, считает Виктор, потому что это сейчас в тренде, это сейчас выстреливает.

Текстиль – это довольно сложная область дизайна интерьеров, – поделился после встречи своим мнением о салоне TEXTILE&HOME Дембовский. – И она долгое время была оторвана от самого дизайна интерьеров. На выставке «ИНТЕРТКАНЬ», особенно в салоне TEXTILE&HOME, есть прекрасная возможность интегрировать текстиль в интерьеры – не подавать ткани как просто продукцию на стендах, а показывать, как ткань может работать в интерьере, как она сочетается с предметами интерьера, как создает сложные композиции и образы. Очень хорошо было бы и дальше развивать на выставке это направление.